Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
Дополненная реальность = польза
В эпоху стремительно развивающегося технического прогресса дополненная реальность, или Augmented reality – АR, активно проникает в различные сферы человеческого пребывания. Это уникальная технология, с помощью которой цифровые элементы накладываются на реальную среду, и у человека возникает совершенно иное, максимально полное восприятие окружающего пространства. Не обошла стороной AR и авиационную индустрию. Уже сегодня визуализированные данные широко используются при подготовке пилотов к полетам, включая проецирование самых разнообразных нештатных ситуаций на борту.
Как отмечает эксперт, применение летчиками шлемов дополненной реальности уже не за горами. Это позволит им, сидя за штурвалами, наблюдать не только ту картинку, которую дает ширина лобового стекла, и делать выводы о состоянии самолета исходя из значений на приборных панелях, но буквально следить за всем, что происходит вокруг лайнера: технология дополненной реальности «достроит» среду, в которой он находится, так, что командир воздушного судна сможет смотреть на 360 градусов. Кроме того, у шлема с AR есть еще один существенный плюс: он всегда будет показывать пилоту идеальную картинку пространства за бортом – даже в условиях реальной нулевой видимости, поскольку в памяти устройства будут храниться самые мельчайшие подробности траектории полета. Это в разы снизит риски аварийных ситуаций, в частности, при взлете и посадке, проводящихся в подавляющем большинстве случаев под ручным управлением.
Как это работает?
Работа по созданию AR-шлемов для пилотов сегодня ведется довольно активно как в России, так и за рубежом. А непосредственно в Центре «Авионика» инженеры занимаются созданием прототипов систем отображения информации на имитаторе нашлемной системы целеуказания и индикации (НСЦИ) и систем управления бортовым комплексом на основе регистрации отображения взгляда пилота.
Именно с помощью нашлемной системы целеуказания и индикации летчик может смотреть сквозь самолет в любую сторону, как уже было указано выше. Проекционная AR на прозрачном экране избавляет пилота от напряженного слежения за приборной доской и сокращает время на принятие решения в ходе полета.
«Важно понимать, что мы разрабатываем не новую НСЦИ, мы создаем инструмент прототипирования и отработки индикации этой системы», –подчеркнул специалист.
«Благодаря тому, что весь инструментарий доступен для кастомизации, появляется возможность итерационно сформировать и обосновать технические требования к будущим НСЦИ, системам бортового оборудования, эргономике и логике работы экипажа. Так мы отрабатываем концепцию "прозрачного фюзеляжа", когда виртуальные камеры в составе модели формируют изображение окружающего самолет пространства и выводят изображение на очки (AR-шлем). Такой метод позволяет пилоту видеть пространство даже под самолетом», – уточнил Глеб Боярский.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России